Осенью каждая женщина сталкивается с проблемой: на улице холодно и дождливо, надо бы укрыть голову, но подобрать оптимальную шапку или шляпку – чтоб была красивой, хорошо сидела, не портила причёску – дело непростое. Может, стоит примерить берет – лёгкий, удобный в носке, кокетливый или элегантный, эффектный или ненавязчивый. Этот универсальный головной убор с удовольствием носят мужчины и женщины, дети и пенсионеры, рабочие и растаманы, военнослужащие и представители творческой интеллигенции.
Берет нравился и гражданским лицам, особенно знатным вельможам – они щеголяли в бархатных беретах со страусиными перьями, с изысканными брошами и инкрустациями из драгоценных камней. Береты носили и женщины, занимающиеся верховой ездой, – они убирали в них волосы. А также девушки, по тем или иным причинам выдававшие себя за юношей.
В XVIII столетии дамы отложили береты в сторону – тогда на прекрасных женских головках было принято сооружать огромные причудливые конструкции, на которые трудно было набросить даже обычный платок. А в первой половине века девятнадцатого женщины вновь облачились в береты, но по этикету надевали их только для официальных дневных раутов. Пушкин о Татьяне Лариной: "Кто там в малиновом берете с послом испанским говорит?".
Начиная с французских импрессионистов, береты носят свободные художники и мужчины прочих творческих профессий. К берету обычно прилагаются длинные волосы и борода.
Вообще, берет стойко ассоциируется с Францией, что неслучайно – в начале XX века большинство французских предприятий ввело для рабочих униформу, неотъемлемой частью которой был
берет. К тому же Франция долгие годы оставалась крупнейшим мировым производителем пролетарских бескозырок. Так и родился образ типичного француза – беззаботного паренька в тельняшке, шейном платке и берете, который стоит возле Эйфелевой башни и наяривает на гармонике. Кстати, российские токари и слесари тоже во время работы надевают береты, как и мальчики-школьники на уроках труда.
Тёплые и комфортные береты обожают жительницы нашей культурной столицы, славного города на Неве. Представить себе коренную ленинградку-петербурженку без этого головного убора совершенно невозможно. Попробуйте прогуляться хоть летом возле Зимнего дворца, хоть зимой по Летнему саду – одни сплошные береты, береты, береты… Впрочем, это тоже стереотип, явно придуманный заезжими туристами из Москвы.
Берет с зелёными, жёлтыми и красными полосками – традиционный атрибут растафарианской субкультуры. Молодые люди с дредами и в разноцветных беретах могут часами сидеть и слушать регги и попутно баловаться тем, что легализовано только в Голландии.
На рубеже XIX-XX веков берет вернулся в армию. Сначала его надели альпийские стрелки, которым фуражки с козырьком мешали целиться. Потом танкисты – в годы Первой мировой войны танковые войска были элитным подразделением, на которое равнялись все остальные воинские части. Так что танкисты выступили законодателями сей армейской моды. Сегодня
береты носят солдаты и офицеры большинства стран мира. Интересно, что с 30-х по 50-е годы в Красной/Советской армии береты полагались исключительно бойцам-женщинам. Сейчас их носят и военнообязанные женщины, и мужчины, а цвет берета зависит от рода войск: голубые береты у десантников, зелёные – у пограничников, оранжевые – у сотрудников МЧС. Берет, как символ революционного романтизма, никогда не снимал легендарный Эрнесто Че Гевара.