Чем занять ребёнка? |
Для начала запомните одно, на первый взгляд, простое, но между тем важное правило: для того чтобы исследовательские детские игры принесли реальную пользу, они должны оказаться в поле зрения ребенка гораздо раньше, чем он до них дорастет.
Кроме этого, учитывайте индивидуальный уровень развития вашего крохи, который может дозреть то того или иного вида деятельности как несколько раньше, так и заметно позже.
Например, мечтателю больше понравится придумывать различные удивительные истории про жизнь муравьев, чем разглядывать их под микроскопом, а шустрика вообще не удержишь перед окуляром больше, чем на полминуты. Ранимого ребенка могут испугать муляжи, которые демонстрируют внутреннее строение животных.
Едва ли не первая область естественнонаучных знаний, с которой сталкивается кроха, – это вещества и свойства тел. Оказывается, камешек твердый, а песочек мягкий! Отчего каша размазывается по столу, а компот растекается? Почему всю воду из формочки можно перелить в ведерко, а наоборот – нельзя? Куда девается снежинка, если подержать ее в кулачке?
Конечно, не только годовалому, но даже и пятилетнему малышу пока не под силу самому найти ответы на эти вопросы, однако наблюдения и эксперименты с простейшими веществами и телами помогут маленькому исследователю ближе познакомиться с миром, в который он попал.
Для первых экспериментов достаточно качественного набора для игры с песком: формочек, совочков, леек и т.д. Дополнить «лабораторное оборудование» можно, порывшись в кухонном шкафу: разнокалиберные воронки и ситечки, сосуды необычной формы обогатят и разнообразят исследовательские детские игры.
«Лабораторию» ребенка 1,5–2 лет оснастите детскими весами с двумя чашками. С их помощью можно узнать много интересного. Например, что тяжелее: ведерко или формочка, наполненная песком?
В 4–5 лет юному экспериментатору можно подарить первый набор для более серьезных и целенаправленных исследований, например, для опытов с мыльными пузырями.
Если вам кажется что ваш ребенок – прирожденный естествоиспытатель, к 5 годам ему стоит подарить первый набор лабораторного оборудования.
Знакомство с миром животных и растений принято начинать с обитателей городских квартир и ферм. Для этой цели выпускается масса прекрасных пособий, которые знакомят кроху с флорой и фауной наших широт, а заодно способствуют расширению его словарного запаса. Но в 2–3 года малыш способен адекватно воспринять и актуализировать лишь ту информацию, которая так или иначе связана с его собственным опытом – как сенсорным, так и эмоциональным.
А для современного городского ребенка корова и лошадь могут оказаться не менее экзотическими существами, чем жираф или бегемот. Поэтому старайтесь, чтобы малыш имел возможность познакомиться с ними лично: в зоопарках крупных городов есть, как правило, уголки, где живут коровы, гуси, свиньи, кролики.
Малышу старше 3 лет можно предложить посмотреть в бинокль, как резвится на стволе сосны белочка и трудится дятел, или при помощи лупы погрузиться в увлекательный мир муравьев и прочих букашек. Начиная с четырех лет можно предложить маленькому натуралисту собрать гербарий. Можно, конечно, делать это по старинке, засушивая растения между страницами энциклопедии и наклеивая на альбомные листы, но гораздо интереснее приобрести специальный набор, который позволит не только правильно засушить трофеи, но и превратить их в настоящие произведения искусства.
Вернувшись из «исследовательской экспедиции», полезно закрепить полученные знания при помощи тематического пазла. Великолепные обучающие пазлы для детей от 4 лет и старше выпускают сегодня: в центре – фотографически точное изображение того или иного уголка природы (леса, поля, озера и т. д.), а вокруг – маленькие карточки с обитающими там животными и растениями.
Вот вам и отличный повод для первого знакомства с географической картой! Возьмите карту Африки. Узнайте, какие звери живут там. Можно для начала воспользоваться списком зверей, которых вылечил Айболит, а потом выяснить, кого не поразила неприятная болезнь.
Точно так же можно проследить, по какому маршруту летел на Север Нильс с дикими гусями, а Дюймовочка с ласточкой – в Грецию, откуда прибыла в сказочный Лес Кенга с крошкой Ру, где находились и как выглядели джунгли, в которых обитал Маугли и его друзья.
Хороша для подобных игр карта-коврик, на которую можно прикреплять фигурки зверей, людей в национальных костюмах, флаги государств. Закрепить знакомство тоже помогут пазлы. Собирая их, малыш потихоньку будет запоминать очертания и названия материков, морей, гор и других географических объектов.
Познавать небесные тайны не менее интересно, чем тайны недр Земли. Чтобы стать настоящим астрономом, крохе понадобится телескоп. Конечно, хорошо разглядеть в него далекие галактики и туманности не удастся, а вот рассмотреть поближе поверхность Луны, понаблюдать за сменой ее фаз – вполне возможно.
Смотреть в телескоп на Солнце ни в коем случае нельзя: можно получить серьезный ожог роговицы глаза. Но это не значит, что мы не сможем изучать его. Наблюдать за движением Солнца можно при помощи простого и абсолютно безопасного приспособления: солнечных часов. Установите их на открытом, незатененном участке и понаблюдайте с малышом, как смещается тень в течение дня. Проведите наблюдения в разное время года и сравните результаты.
Оказывается, этим занимается наука геология. Чтобы узнать, как работают геологи, не обязательно отправляться в далекую экспедицию. При помощи специального набора минералов можно устроить раскопки прямо в детской, а радость открытия будет самой настоящей. Если же ископаемые, найденные в «недрах земли», заинтересовали ваше чадо не на шутку, начните вместе собирать большую коллекцию камней.
Рубрики: | позновательно |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |